10

Ноя

Бизнес после кризиса

Ноя 10 2008 Менеджмент

Бизнес после кризисаТак уж сложилось, что от мала до велика, я говорю о бизнесе, интересуется, что происходит сейчас. То есть, ни для кого не секрет, что волна проблем развития ринулась на все, без исключения страны и виды бизнеса, но все обговаривают то, что происходит, и мало кто думает о том, что же делать дальше, какие стратегии дальнейшего развития бизнеса, никто не прорабатывает какие-либо вариант развития бизнес-сообщества в пост-кризисный период.

У меня случился разговор с прекрасной женщиной, которая задала вопрос, на который я не мог не ответить или ответить односложно. Мы с ней дискутировали на счет того, что будет актуально для бизнеса в момент выхода из ситуации абсолютной бизнес-импотенции.

Сразу скажу, что все то, что вы прочтете ниже уже реализовывается нашими экспертами в странах, которые стали нашими клиентами, в эти не простые времена. Мне не жалко рассказывать наши бизнес-секреты, так как для планирования и реализации их надо быть по крайней мере сотрудником ККСС. Я также замечу, что многое, что будет сказано, будет понятно ограниченному количеству читателей, поэтому после прочтения не стесняйтесь задавать вопросы.

Приступим

Я представляю Вам Ирину Ошурову, одного из двух кандидатов на вступление в ряды высокоэффективных менеджеров Консалтинговой компании Стенли Соммерсби.

Ирина Ошурова: Мое такое ощущение, что у бизнеса появляется новое сознание. Хм-м-м… Только сразу не ругайся. Поэтому, на мой взгляд, если раньше было управление по целям (а еще раньше – по инструкциям, особенно у нас в СССР), то сейчас пойдет управление по ценностям. А второй момент – опять же, в управленческой сфере идет смена акцента с менеджера проекта на стейкхолдеров. Т.е. стейкхолдер становится в центр планирования. О-о-о, ну я загнула :) И тогда (вот я упорная!) нематериальные активы будут формировать капитализацию гораздо эффективнее, чем материальные… Восстановление бизнеса и надо начать с этой стороны. Уф-ф-ф. Что скажешь?

Я: В общем, смотри, какое мое видение дальнейших действий. Фактически, бизнес вернется к экономическому противостоянию между чеболями. То есть, по причине вынжденной консолидации и того что у одних денег и возможностей будет больше чем у других, создадутся компании многопрофильного рынка. Такие как Samsung, Siemens и LG. И это вернет рынок в эпоху СССР, но только внутри этих самых чеболей. То есть рынок снаружи будет конкурентным и динамичным, а внутри плановое хозяйство и бесплатные кредиты. В любом случае будет масса маленьких компаний, которые не станут ходить по картелям и холдинга, а будут поосторонь, но их мы не берем в расчет, так как они не могут являться маркетмейкерами, апприори. И что мы получаем? Необходимость в брендинг, в локальном и глобальном, также компаниям потребуется помощь в стратегическом планировании и развитии в том числе глобализации и укрупнения, не забываем про мейнсрим бизнеса – маркетинг. Из этого следует, что основной головной болью на рынке станет организация труда и построение вертикали коммуникации между подразделениями и руководством на всех уровнях власти.

Ирина Ошурова: Дык я и не возражаю. А что, на твой взгляд, будет мотивировать бизнес к развитию?

Я: Ты правильный вопрос задала. Мотивацией бизнесу будет служить развитие технологий и введение инноваций в том числе инновационных бизнес-процессов и систем менеджмента.

Ирина Ошурова: О! Самое оно! Это я про основную головную боль. Но только это не боль, а как раз мотивы… Представь: у всех инновационные технологии и получилась гора высококачественного товара.

Я: А это как раз проблема чеболей – переинвестирование. То есть необходимость инвестировать в обновление производственных мощностей, персонал в экономику страны, на территории которой находиться чеболь. И в итоге все кроме банкиров будут в выиграше, так как будут зарабатывать все те, кто производит реальный продукт или услугу, а не растовщики.

Ирина Ошурова: Вторым мотивом развития всегда выступают продажи. Кто ввел новые технологии продаж, тот на коне. А фишка нашего времени в том, что ни технологии, ни продажи не сдвинут рынок. Движение идет совсем в другую сторону…

Я: Не совсем так. Далее рынок будет развиваться с минимальным уровнем глобализации. Это вынужденная мера. И это правильно. То есть локальный рынок будет наполняться товарами произведенными внутри страны. И рынок сбыта будет определен заранее, конкуренция будет низкая или ее не будет вообще, будет жесткая сегментация как по потребителю, так и по ценовому сегменту.

Я: Ну продажи это ведь не основной бизнес-процес :)

Ирина Ошурова: Мне кажется, что движение идет в сторону диалога с потребителем: “Эй, потребитель! Ты какой хочешь товар? Щас сделаем. И вот тебе еще и два притопа, и три прихлопа на эту тему”. А потребитель развеселился и говорит: “Круто. А теперь дискотека с региональной властью или там с иностранцами. А патамушта хочу” :). Как-то так. И это не маркетинг как таковой (то бишь изучение спроса и его удовлетворение), а включение стейкхолдера в управление бизнесом. У тебя там было про вертикальные коммуникации. Это где-то здесь. Но коммуникации пойдут во все стороны, мыслимые и немыслимые… И начнут формировать рынок, а не товар (даже инновационный). Вот здесь где-то собака порылась… И еще одна важная штучка, ты тоже ее обозначил – организация труда. Как же ты прав!

Эпилог

Разумеется, что для того, чтобы реализовать такие механизмы в России, надо как миимум пересмотреть стратегию антикризисных мер. Что мы получаем от востановления банковской системы? Мы получаем рынок, который ничего кроме денег и долгов не генерирует, но этот рынок устойчив и конкурентноспособен так как он наполнен дешевыми государственными деньгами. Государство выделило много-много денег банкам под низкий процент. Премьер-министр, в филиале Альфа-Банка сказал: “Деньги дает государство, следовательно, не надо завышать процент!”. Разве после этого хоть кто-то из банкиров снизил процентную ставку? Президент РЖД говорит: “Мне в России на развитие бизнеса предлагают кредит не ниже чем под 16%”. Разве это нормально? Бизнесу необходимо дать толчек к развитию, и это можно сделать только дешевыми или вообще беспатными деньгами. А правительство продолжает инвестировать в растовщиков и барыг.

Чтобы в стране появились чеболи надо стимулировать рынок к консолидации. чеболНеобходимо организовывать внутри государственный рынок слияний и поглощений, который будет направлен на создание государств внутри государства. Который будет всецело обеспечивать местные рынки необходимым высококачественным сырьем и в момент готовности такая компания сможет выйти на открытый рынок и отхватить большущий кусок, потому что поглощение новых рынков станет основной задачей во избежании торможения развития бизнеса в связи с перенасыщением местных рынков сбыта.

Я предпологаю первый комментарий: “Россия ведь является членом МВФ, нам категорически не позволят сделать такой шаг.” Зачем нам МВФ? Что он него получила Россия? Что получила Россия от членства в “точке G (я имею ввиду всемирный клуб G7, G8 и вот скоро G20)”? Ровным счетом ничего! Только деньги истратили. Необходимо развивать производство и бизнес услуги, а уж они смогут построить рынок знчительно качественнее чем банкиры, которые в сути не умеют ни управлять бизнесом, ни его развивать. Я не говорю, что мы сможем всецело отказать от услуг производимых другими государствами, но мы сможем привлечь на свой рынок тех, кто готов работать в условиях полугосударственного бизнеса и абсолютно открытой конкуренции. А как практика показывает, это деньги в экономику, в государство и потребителя — выигрывают все, кроме банкиров.

Вот такой простой диалог, который для многих покажется набором слов, но от того он не станет менее важным и актуальным.

Жду Ваших вопросов!

Рекомендую к прочтению:

Комментариев: 22

Комментировать
  • 10 Ноя 2008 в 8:10

    Существует авторитетное мнение, поддержаное почти всеми выдающимися специалистами в области экономики, что мы имеем дело с Системным кризисом Капиталистического общества потребления. Проще – лозунг Жри и Спи – устарел во всех отношениях.
    Свиней на вилы! )))
    По моему, экономика переходит на новый, более глобальный и ответственный уровень, в пору задуматься о формировании нового Всепланетного Содружества.

  • 10 Ноя 2008 в 14:20

    Я придерживаюсь несколько иного мнения. Мне весь этот кризис напоминает отлично разыгранную шахматную партию. То есть я считаю, что все что происходит под знаменами кризиса доверия и ликвидности – это не более чем спланированная хозяевами Америки акция по обанкрочиванию всего мира.

  • 10 Ноя 2008 в 15:03

    Что бы вы могли порекомендовать молодому человеку (стунеднту 3-5го курса, менеджеру, маркетологу, предпринимателю), куда стоит смотреть. В каком направлении имеет смысл двигаться далее, в условиях современных реалий.

  • 10 Ноя 2008 в 21:44

    Если вы являетесь уже предпринимателем, то вектор вашего движения уже определен. Занимайтесь бизнесом и входите в конкурентную среду.

  • 10 Ноя 2008 в 22:57

    А не могли бы как постоянному читателю блога дать пару советов, какие именно ниши и сектора экономики будут особенно востребованы, исключительно по вашему личному мнению.

  • 11 Ноя 2008 в 0:26

    А ничего, существенно, не измениться.
    Я считаю, что страны все же примут большинство из наших рекомендаций и предоставят малому бизнесу и налоговые послабления, и снижение уставного капитала. То есть организовать уволенным менеджерам будет намного проще открыть компанию и заняться собственным бизнесом. Следовательно на лицо: юридические и финансовые услуги, диллерство дешевых офисный площадей, мебельный бизнес, в том числе подержанной, орг.техника, в том числе подержанной, и интернет услуги в том числе веб-мастеринг и продвижение.

    Как мне кажется станут более актуальны услуги переводчиков и секретарей-референтов, MICE и проведение тренингов, в том числе их организация.

    Станет более чем актуален консалтинг при поглощениях и слияниях, но это поле битвы даже не среднего бизнеса.

    Вопросы?

  • 11 Ноя 2008 в 20:37

    А скажем если есть некоторые дела с оффшорными банками. Стоит ли опасаться, что в случае падения доллара(евро, или другой валюты), данные банки накроютяс медным тазом, и придется менять схемы работы. Или же оффшорные банки достаточно гибкие, что бы в случае чего быстро перестроится на другую валюту?

  • 11 Ноя 2008 в 20:54

    Сергей. давайте без “скажем”. Они либо есть, либо их нет.
    Оффшорные банки не зависят от падения или роста валют. Они существуют для наполнения местных бюджетов. И до тех пор, пока будут существовать деньги они будут работать.

  • 12 Ноя 2008 в 4:16

    to Анархист:

    Какой еще системный кризис?!
    В недавней беседе с весьма крупным бизнесменом, которому РЖД не платит уже второй месяц:)), я услышал интересную фразу – “и пошли в казино”. Казино в его устах = биржа в всеобщих.

    Это настольно гнилой и настолько предсказуемый и управляемый механизм, что нет сомнений в том, что этот “кризис” чьих-то рук. Да и предпосылки тоже чьих-то рук. Если есть страна которая может печатать бесконечно денег, как себе так и другим странам, и за счет интересных перепадов “госить” свой долг в 2 раза… Это уж точно ей надо. 2 трил. долларов на антикризисные меры вышли с полмесяца из печатной фабрики. А я задам вопрос – с *()*()) ли? Как то круто, взять себе и денег напечатать… И потом еще напечатать… И еще…
    Да так вообще можно хорошо жить, покупая все у китая за нескольно миллионов, которые уходят на краску и станок.

    По теме:
    Я безусловно за качественное управление, недаром работаю над этим аспектом.

    Как и все образование в целом, эта сфера даже не лучше, а куда хуже развита, по причине отсутствия высшего образования для бизнесменов. Я конечно не хочу чтобы оно было, но скажем за качественные курсы обоеими руками.

    Когда банки дают много денег, то и управлять то не особо надо, все дыры затыкаем деньгами. Очень не гибко и затратно, зато без напряга. Да и деньги то не заработанные.

    Интересно, что и каким станет, в свете новой ситуации, хотя если ее вернут на место, то все таким же и будет.

    В частности индивидум склонен думать о личном благополучии, чем о благополочии старны или системы. А на примере с биржей это идет вразрез, спекулировать и получать личную выгоду классно, валить систему и загонять всех в кризис – не очень. Но даже я выбиру первый вариан, т.к. один я точно существенно не повлияю, а систем влияющих(типо профсоюза) нет.

    И на последок вопросик, как предприятие с реальной ценой в 200.000.000 долларов может на бирже оцениваться в 2.000.000.000.000 ?
    По моему это крайний идиотизм.

    Как фирма с долгом в 60.000.000 долларов и годовой, чистой прибылью в 7.000.000 долларов может вообще работать?
    По моему абсурд.

  • 12 Ноя 2008 в 10:49

    Евгений, я об этом самом в принципе, да и они тоже. Изначально создавалась вроде нормальная модель бизнеса, тока забыли сказать всем, что модель управляемая )) А биржа по моему фуфло полное, как на ней фантиковый банк может стоить триллион и реальная компания стоящая на реальных товарах – гроши?
    Но тут начинается “теория заговоров”. И в ней вся соль!

  • 12 Ноя 2008 в 11:54

    to Анархист

    Значит мы с вами на одной позиции придерживаемся.
    Вот только я бы не то что заговором это назвал, а просто такой игрой. Хотя тут не важно какое слово употребить.

  • 12 Ноя 2008 в 12:18

    Евгений – на одной, только моя ещё радикальней )) За всем этим стоит некая организация, обалдевшая от якобы всемогущества и заумности, боюсь её будет ждать жестокий сюрпрайс с Россией. Цель всего этого спектакля прибрать к рукам за фантики все ресурсы планеты, тока одно челы не учитывают, как в одной беседе в кулуарах сказал наш чиновник америкосу “Да покупайте нас, а мы вам потом хрен покажем и скаже пошли вы на х…” (почти дословно)

  • 15 Ноя 2008 в 17:45

    Раз уж, не смотря на воспаление легких, мне удалось (под подписку) вырваться на выходные из больницы, то, по своему обыкновению, буду спорить со всеми, не взирая на лица. А может даже с кем то и соглашусь.
    Итак:
    “компании многопрофильного рынка. Такие как Samsung, Siemens и LG…”
    Такие компании характерны исключительно для азиатских рынков. Не вдаваясь в подробности – Вы, купите духи LG? Они покупают. А духи Волжзкого АвтоЗавода?

    “…у всех инновационные технологии и получилась гора высококачественного товара…”
    Современный маркетинг стоит именно на том, что товары одной категории, приблизительно равны по качеству. Ценовая конкуренция не эффективна. Отсюда и пошли все эти миссии бренда, дух бренда, эмоциональная состовляющая…” И на этом, все мы маркетологи кормимся. Абсолютно тоже касается политики. Ибо, правильно сказал юморист: все партии делятся на тех кто хапнул и тех кто не успел.

    “Вторым мотивом развития всегда выступают продажи. Кто ввел новые технологии продаж, тот на коне”.
    Какие “технологии продаж”? Все продажи, кроме небольшой часть так наз. “прямых продаж” – это МАРКЕТИНГ. Маркетинг продает. Сэйлы, только реализуют возможности маркетинга. То есть, речь может идти только о маркетинговых технологиях.

    “Мне кажется, что движение идет в сторону диалога с потребителем: “Эй, потребитель! Ты какой хочешь товар? Щас сделаем…”
    Даже не смешно. Формирование рынка, вбивание в голову потребителя “Я ХОЧУ ЭТО!” – это и есть современные технологии маркетинга!

    “Зачем нам МВФ?”
    Давно говорю – незачем. Углеводороды у нас и так купят. Повторюсь – Россия всегда лучше развивалась в условиях относительной изоляции.

    “Мне весь этот кризис напоминает отлично разыгранную шахматную партию… это не более чем спланированная хозяевами Америки акция по обанкрочиванию всего мира”.
    Вот тут – в точку, ни добавить ни убавить.

    “я услышал интересную фразу – “и пошли в казино”. Казино в его устах = биржа в всеобщих.”
    И про это я давно говорил. Ибо, у нас, биржевая игра – есть казино, и на реальном секторе практически не отражается. Ну разве только при первичном резмещении, да еще при спекулятивной игре, когда компания берет кредиты, под них выпускает акции, увеличивая (якобы) капитализацию, под повышенную капитализацию берет еще кредиты… Схема знакома давно и даже входит в кейсы MBA.

  • 15 Ноя 2008 в 23:21

    to Генадий:

    “Не вдаваясь в подробности – Вы, купите духи LG? Они покупают.”
    По моему это ключевая особенность маркетинга. Оправдывая покупателя азиатским рынком вы сжимаете рамки маркетинга. Ведь по существу покупая духи, вы будете пользоваться запахом, а не брендом.
    Можно выпустить духи “Какаш”, заточить под молодеж общающаяся на албанском и все, продажи гарантированны.


    С технологиями согласен, все почти на одном уровне. Это почти местами ужасает правда, как пограничный ров, хрен перепрыгнешь.

    Но с другой стороны не исключены прорывы. Который например получение(изготовление) аллюминия сделает в 10 раз дешевле.


    Какие “технологии продаж”?

    Иновационные, ревалюционные, НОВЫЕ.
    пример, сетевой маркетинг в 60-ых
    Очевидно что на первый взгляд придумать нечего, но это стандартная илюзия. Придумать новые технологие возможно, правда это не так просто.

    Во вторых, изменяя структуру самой системы распространения мы попадает в иные условия и там то только новые технологии. Реально менять структуру в отдельном сегменте рынка.


    “Мне кажется, что движение идет в сторону диалога с потребителем: “Эй, потребитель! Ты какой хочешь товар? Щас сделаем…”
    Даже не смешно. Формирование рынка, вбивание в голову потребителя “Я ХОЧУ ЭТО!” – это и есть современные технологии маркетинга!

    в этом параграфе вы не учли время, автор говорит о будущем, вы о настоящем. Противоречия нет. Мнения равноценны.

  • 15 Ноя 2008 в 23:22

    Извините, за скудостью своих двух академических образований + E&Y, так и не понял термина “владелец (держатель) стейков” – “стейкхолдер”. Это что то из ресторанного бизнеса? Объясните неучу. Думаю многим интересно будет. Просто я не стесняюсь заполнять пробелы в своем образовании.

  • 15 Ноя 2008 в 23:44

    To jsspirit(Евгений)

    “Не вдаваясь в подробности – Вы, купите духи LG? Они покупают.”
    По моему это ключевая особенность маркетинга. Оправдывая покупателя азиатским рынком вы сжимаете рамки маркетинга. Ведь по существу покупая духи, вы будете пользоваться запахом, а не брендом.
    Можно выпустить духи “Какаш”, заточить под молодеж общающаяся на албанском и все, продажи гарантированны. ”

    Фигня вопрос – азиатский и европейский рынки АБСОЛЮТНО не схожи по менталитетам. Я Не сужаю, я как раз расширяю рамки, за счет учета этих особенностей. Если что – справтесь у Сергея, он спец по азиатским рынкам.


    “С технологиями согласен, все почти на одном уровне. Это почти местами ужасает правда, как пограничный ров, хрен перепрыгнешь.
    Но с другой стороны не исключены прорывы. Который например получение(изготовление) аллюминия сделает в 10 раз дешевле.”

    Аллюминий – 90% в производстве это электроэнергия – тоесть – у кого она дешевле, у того дешевле аллюминий – это не пример конкуренции.


    “Какие “технологии продаж”?
    Иновационные, ревалюционные, НОВЫЕ.
    пример, сетевой маркетинг в 60-ых
    Очевидно что на первый взгляд придумать нечего, но это стандартная илюзия. Придумать новые технологие возможно, правда это не так просто.
    Во вторых, изменяя структуру самой системы распространения мы попадает в иные условия и там то только новые технологии. Реально менять структуру в отдельном сегменте рынка.”

    ВСЕ схемы продаж, прописаны в массе учебников. Я сам, между делом, преподаю маркетинг и знаю, что это такое. Ничего нового не придумаешь – ТОЛЬКО маркетинг!


    “Мне кажется, что движение идет в сторону диалога с потребителем: “Эй, потребитель! Ты какой хочешь товар? Щас сделаем…”
    Даже не смешно. Формирование рынка, вбивание в голову потребителя “Я ХОЧУ ЭТО!” – это и есть современные технологии маркетинга!
    в этом параграфе вы не учли время, автор говорит о будущем, вы о настоящем. Противоречия нет. Мнения равноценны.”

    Я всегда живу в настоящем (хватит с меня светлого будощего), а про маркетинговые войны, почитайте “пророки во тьме” про ксерокс и кэнон. Или вспомните историю Sony Walcman – который на фокус группах никто признавать не хотел.

    С уважением,
    Геннадий Корнилов.

    P.S. Извините, если резко. Просто Сергей задал такой уровень и напряженность в этом блоге… Я Тащусь ;)
    Всегда буду рад подискутировать, да и пивка попить, если Вы не против. Но когда залече воспаление легких :(

  • 21 Ноя 2008 в 6:01

    Найдя общего врага из вне, мы и от кризиса избавимся и все люди дружбанами станут перед общей целью. Из уровня фантастики конечно, но сколько раз этот метод работал в жизни человечества. Вобще надо менять цель человечества, в настоящий момент оно сильно увлечено зарабатыванием денег любыми путями.

  • 13 Дек 2008 в 17:48

    Решение проблемы сложившегося кризиса, прежде всего, заключатся в уходе от процетов % и всей финансовой системы завязанной на них!!!
    Если рассматривать именно с точки зрения исламских государственных систем (эталоном которых, на мой взгляд, является Саудовкая Аравия), то проценты (будь то сектор кредитования, страхования, фондовые биржы, и иные институты капиталистической системы завязанные на процентах) являются первоосновой возникшей мировой систуации.
    Всем прекрасно известно, что в исламских странах (если они придерживаются именно системы исламского государства основанного на свещенной книге Коране и Сунне Пророка Мухаммада – хадисах) люди живут ооочень хорошо. И весь кризис прошел стороной эти государства.
    Кроме того, с точки зрения Ислама проценты – “риба” (на араб.) являются большим грехом, наказание за которое будет в Аду, а также при жизни, проявление которого мы видим своими глазами (и это мировой кризис).

  • 14 Дек 2008 в 2:00

    Не люблю ники. Но могу ответить следующее:
    Ни одну страну не обошел кризис, и Саудовская Аравия тоже трясется. В Коране сказано: Давай в долг всем народам, но сам не бери и будет тебе почет и царствие во всем мире.
    Я лично считаю Коран фундаментом мироустройства, то есть не знать Коран это равносильно тому, что не знаешь, как устроен мир. И вы совершенно правы, большой проблемой является коммерционализация производства денег. Но мы прикладываем максимум усилий, чтобы этого не было.

    Небольшое уточнение: не “наказание за это будет в Аду”, а “наказанием за взымания ссудного процента (то есть растовчичество) будет Ад”. :) Я тоже хорошо знаю Коран Библию и другие “святые писания”. :)

    Спасибо за комментарий!

  • 16 Янв 2009 в 0:45

    “А не могли бы как постоянному читателю блога дать пару советов, какие именно ниши и сектора экономики будут особенно востребованы, исключительно по вашему личному мнению.”

    ну когда будут то еще, год , два али 10?

    Уточню. Сергей, тот же вопрос, только в нынешнем времени. Каким видом бизнеса по личному мнению хорошо бы заняться именно щас? В кризис.
    Ведь во все кризисы бывали интересные возможности )) только погадать бы еще какие.

    P.S. занялся в ноябре кое-чем… так и там спад пошел. Подумываю, запустить что-ли “агрессивный маркетинг” (см. твою статью маркетинг во время кризиса) вместо того, чтобы со всеми выть – спааааааааааад пошел, закааааааааазов нет…

  • 16 Янв 2009 в 1:32

    Мозг всегда в цене. У нас вот нет спада. Более того, четвертый квартал 2008 года мы закончили с подъемом в 8%.

    А я уже ответил на этот вопрос, пока ничего не изменилось!

  • 16 Янв 2009 в 1:48

    ааааа мозги продавать ))

    Люди )) Продаю оптом….
    По рекомендации Сергея

Комментируйте

Все поля являются обязательными

Мы можем помочь.

Вы считаете, что Ваш проект будет интересен нам? .