10

Июль

Франчайзинг – вступительная лекция

Июль 10 2007 Франчайзинг

Немного, совсем немного времени назад, а если быть точным то в 1991 году, Россия и бывший СССР узнал, что такое франчайзинг. Как водится, специалистов в этом вопросе просто не было, а деньги были. Было желание развиваться и зарабатывать как можно больше и как можно меньше на все это тратить.

Образовывались организации, приглашались специалисты из США и Франции, но воспитанием собственных кадров так никто и не занимался. Назовите мне хоть один ВУЗ в котором готовят специалиста по франчайзинг. Нет таких. Верней они есть, но узко направленных специалистов нет. И это не глупость и не недосмотр, это всего лишь ошибка. Существует поверье, что франчайзингом занимается служба маркетинга. Но это всеобщее заблуждение. Маркетологи знают в этом толк, потому что однажды уговорили свое руководство перевести компанию на модель франчайзинга.

Ко мне обращаются компании с одной лишь фразой – «Мы хотим перевести свой бизнес на модель франчайзинга». «Ок» – говорю я и начинаю задавать им вопросы – но об этом позже.

Статистика

Читаю много отчетов касательно прелестей франчайзинга, и в большинстве случаев, компании, которые предоставляют посреднические услуги по сбыту и приобретению франшизы, говорят не правду. А точнее врут, врут они в своих отчетах, причем они и сами не догадываются, что они врут.

Взять любой отчет за 2005-2006 год и там можно прочесть приблизительно следующее: «На рынке франчайзинга более 80% сетей успешные…» – вранье. Я хочу сказать – этот процент ниже. А именно, примерная цифра 60% франчайзинговых сетей приносит прибыль как франчайзеру, так и франчайзи. И это страшно. В данную секунду, никто не застрахован оттого, что франчайзер, ошибся в выборе стратегии, что у него не хватает опыта для построения высоко-бюджетных «бизнес концессий», и т.д. Да и свежих бизнес идей на рынке не так уж много. Это правда. Весь бисер, которым перед вами размахивают, это фикция. Понимаете, миру не нужна еще одна сеть фестфудов, миру не нужна еще одна марка одежды или магазин электрооборудования, миру нужна самая быстрая и качественная сеть фестфудов, миру нужна лучшая марка одежды и магазины с лучшим сервисом.

Разбор полетов

Эта лекция является вступительной для целого курса посвященного вопросам франчайзинга. Я предложу множество идей и задам множество вопросов по приобретению и продажи франшизы. Я дам рекомендации по переводу вашего бизнеса на модель франчайзинга. Я расскажу, как нужно подойти к выбору франшизы, и какие вопросы задавать потенциальному франчайзеру. Но все это будет дальше, а пока, ограничусь лишь теорией. И в вводной лекции не буду задавать никаких вопросов и воспроизводить некие ответы, я дам «почву» – почву, которая понадобится для понимания сути наших бесед.

То, о чем мы не знаем

Интересное название для абзаца, в котором я хочу сказать общедоступную информацию.

Хорошо, перефразирую: «Информация, которая известна не каждому». Франчайзинг в каждой стране, это – «разный франчайзинг». Не потому, что разная система налогообложения, законодательная база и целевая аудитория. В первую очередь, разные люди, управляющие собственным продуктом. Если «Макдоналдс», продает франчайзинг по всему миру кроме России, то это о чем-то говорит, это на что-то указывает, а ведь «Мак», это величайший франчайзер и одна из самых дорогих франшиз. Да что говорить, если «Мак» истратил порядка 3 млн. долларов только для того, чтобы сделать производство картошки фри идеальным, чтобы ее вкус и цвет был абсолютно одинаков во всех странах мира. Ведь самый быстрый гамбургер делает именно «Макдоналдс». Да что я говорю. Сравним «Мак», с продуктом «Росинтер Ресторантс» – «Ростикс». По-секрету скажу, мне не очень нравится ни тот ни другой, не люблю я кушать руками. Но раз уж завел, то надо продолжать. И так. «Ростикс» – потребитель считает зарубежным брендом. И пару лет назад Росинтер пытался изменить это позиционирование, но объединение с Yum! Brands inc. и добавление к названию «Ростикс» букв «KFC» (сейчас, во время глобального ребрендинга сети фестфудов название выглядит как «Ростикс-KFC») в пух и прах разобьет все потуги Росинтера. Но разговор сейчас не об этом.

Макдоналдс и Ростикс – противостояние монстров

Макдоналдс – громаднейший бизнес и высоко-прибыльная франшиза. Ростикс – только собственные ресторан и далеко идущие планы по продаже франшизы (официально, франшизу они продают, да и вступительный взнос 25 000$ не отпугивает потребителей, но пока еще я не знаю ни одного реального факта сбыта, все же, начальный инвестиционный портфель достаточно велик – 250000 – 350000$). Макдоналдс – «наши конкуренты, это наши противники». Ростикс – «на рынке всем найдется свое место». Макдоналдс – лидер среди фестфудов в мире. Росинтер (именно Росинтер, Ростикс – это локальный бренд, то есть российский) – 3400 ресторанов в 150 странах мира. И все же, если Макдоналдс, это наиболее активный рекламист и маркетолог в мире, то Росинтер… А Росинтер даже не может наладить cross-promotion в своих ресторанах. Мне кажется, что при таком изобилии собственных брендов, можно было бы вести, как минимум, перекрестное информирование продуктов дружественных брендов у себя в ресторанах. Вы слышали когда-нибудь о спонсорских акциях, в которых участвовал Росинтер? Я, нет. И все же, будем реалистами:

В управлении ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» (корпорация «Ростик Групп») находятся предприятия под торговыми марками «Ростик’с», «IL Патио», «Планета Суши», «Friday’s», «Американский Бар и Гриль», «Мока Лока», «Сибирская Корона», «Санта Фе», «Печки-Лавочки».

По итогам 2004 года холдинг «Ростик Ресторантс» остаётся лидером среди ресторанных компаний. В 2004 году было открыто 58 предприятий: из них 39 в Москве и 19 в регионах России и странах СНГ. По данным на август 2005 года общее число предприятий составило 206, из которых более 119 – московские. Объем продаж холдинга вырос на 40% и составил 146 млн. долларов.

Годовой оборот всей корпорации «Ростик Групп» – 200 млн. долларов. На 2006 г. темпы роста количества ресторанов составят около 35% в год.

Отклонились

Заговорился я что-то, хотя как посмотреть. Я не хочу, что бы вы сравнивали свой бизнес с каким-либо другим. Вы эксклюзивны. На рынке нет одинаковых франчайзеров, ровно как нет одинаковых компаний. Конечно же, необходимо перенимать успешный опыт внедрения, но делайте сноску на свою индивидуальность. И еще, Россия, с нашим не устоявшимся законодательством более расположена к развитию франчайзинговых сетей, чем любая другая страна мира. Попробовали бы вы продать франшизу в США – «наелись бы пыли уходящей колесницы».

Post factum

В данную минуту продается слишком много посредственных франшиз, которые не стоят даже внимания, но они имеют право жить. И, в последующих лекциях я объясню вам, как надо подходить к вопросам о франчайзинге, как со стороны продавца, так и потребителя.

На сегодня, пожалуй, хватит, все же не стоит напрягать себя информацией, которую необходимо еще и «переварить».

Звонок

Материал, который я буду преподавать на нескольких следующих лекциях, будет ориентирован на продавца. Я раскрою секрет качественного управления франчайзинговой сетью и проведу вас через важнейшие главы успеха вашего продукта на рынке. Я с удовольствием скоординируюсь на каком-то конкретном бизнесе, если вы дадите мне почву. Жду ваших предложений и комментариев (тем более, что комментировать статьи может даже не зарегистрированный пользователь, но прошу, оставляйте свои координаты для связи).

Рекомендую к прочтению:

Комментариев: 9

Комментировать
  • 14 Март 2008 в 21:59

    Вы могли обьяснить почему у Макдналдс нет франшизы в России. Какие все-таки причины?

  • 25 Март 2008 в 23:27

    С какого вы города? Можно ли посешать ваши лекции? Очень хочу поглащать финансовые знания! Ответьте пожалуйста!!!

  • 25 Март 2008 в 23:47

    Мы не с города, мы с планеты :)
    Мы международная компания… Я лично сейчас не преподаю. Слишком много дел и некогда вернуться к преподавательской деятельности.

  • 25 Март 2008 в 23:54

    2Павел
    Макдональдс не продает франшизу в России потому что ни один из кандидатов не захотел выкупать франшизу за 0,5 млн $ расчитанную только на одну точку. То есть ни о какой франшизе на регион не велось речи – макдональдс не разрешил продавать в россии региональные “билеты”.
    Еще, как одну из причин, Макдональдс, выражает несоответствием кандидатов под высокие стандарты марки. Но мне лично, в это не очень верится.
    Да и не сегодняшний момент Макдональдсу выгоднее ставить свои точки, а не продавать франшизу…

  • 1 Авг 2008 в 14:59

    Что такое франчайзинг?

  • 1 Авг 2008 в 15:34

    Наверное, я не буду умничать и говорить что это “экономическая концессия”. а скажу просто – это когда вы позволяете другим людям использовать вашу торговую марку для того чтобы зарабатывать собственные деньги.

    Самый тупой пример франчайзинга: Я тебя породил, а ты мне плати за то что носишь мою фамилию.

  • 6 Сен 2008 в 20:29

    За статью спасибочки, все по делу, достаточно много кто это уже использует

  • 16 Сен 2008 в 7:07

    Да уж Читаю и понимаю, что нифига не понимаю о чем речь:)

  • 27 Апр 2009 в 17:41

    А я выбрала тему в Вузе для курсовой: Формирование и функционирование франчайзинговых систем. Вот сейчас все ваши статьи прочитала, хорошо пишите, понятно. Да уж есть, над чем поразмыслить. Важно сейчас составить план и дальше в этом направлении работать. Как практическую часть, хочу сравнить две популярные франчайзинговые системы в России или зарубежом, лучше если связанные с туризмом. Если чуть поможете, буду благодарна.

Комментируйте

Все поля являются обязательными

Мы можем помочь. Звоните + 7.495 66 44 754

Оставайтесь на связи подписавшись на новости