10

Июль

Бизнес-план для Мавзолея

Июль 10 2007 Маркетинг

Предлагаемый Вашему вниманию бизнес-план разработан для того, чтобы раскрыть несомненный коммерческий потенциал этого объекта.

Еще совсем недавно Мавзолей Ленина и захоронения у Кремлевской стены привлекали десятки тысяч туристов со всего мира, как святыня. Однако, утратив притягательность святыни, мемориальный комплекс так и не обрел нового качества. Определенно можно утверждать одно: Мавзолей и окружающие его захоронения у Кремлевской стены представляют собой историческую и музейную ценность и рациональный предпринимательский подход к этой проблеме может обеспечить многомиллионные, а, может быть, и многомиллиардные поступления в доход государства.
Проблема дальнейшего использования мумии Ленина и занимаемого ею помещения по-прежнему стоит остро и требует быстрого и эффективного предпринимательского решения. Лучшим, на наш взгляд, является коммерциализация Мавзолея и прилегающих к нему захоронений в Кремлевской стене.

Мавзолей занимает площадь примерно 25х25 метров (усыпальница примерно 10х10 метров). Площадь не большая и использовать внутренние помещения под торговые точки и объекты развлечений невозможно по целому ряду причин. Во-первых, из-за малой полезной площади рентабельность аренды одного квадратного метра будет еще ниже, чем в Петровском пассаже. Во-вторых, напомним, что в 1990 году XIV сессия ЮНЕСКО включила Мавзолей Ленина в список всемирного и природного наследия. В-третьих, большая часть населения страны испытывает непростые чувства к этому памятнику и находящемуся в нем экспонату, поэтому при перепрофилировании объекта возникнут неизбежные трудности. По этой же причине отпадают варианты организации в Мавзолее дискотек, казино, аттракционов, а также точек общепита (эти мероприятия могут нарушить температурный режим, необходимый для сохранения экспоната).
По данным экспертов, работающих непосредственно в сфере обслуживания тела Ленина, посещаемость объекта с 1991 года стабильно снижается. По сравнению с 1982 годом разница составляет несколько тысяч процентов: если в начале и середине 80-х годов за 2,5 часа работы Мавзолея туда проходило несколько тысяч человек, то сегодня речь идет лишь о нескольких сотнях. Можно предположить, что глобальная причина такого резкого снижения посещаемости заключается в мощной контррекламе дела Ленина в России и по всему миру. Исправить положение может только грамотно организованная рекламная акция. Пожалуй, расходы на рекламу и станут основными затратами при реализации проекта. Этим мощным рекламным ходом может, например, стать фильм, поставленный одним из известных российских режиссеров и выпущенный в мировой кинопрокат. (Западные аналоги – «Эвита», «Фрида» и др.) Еще одной причиной, снизившей посещаемость «святыни», стал переноса поста #1 к могиле Неизвестного солдата, вследствие чего зарубежные туристы, приезжающие в Россию за экзотикой, лишились удовольствия наблюдать интригующий ритуал смены караула у Мавзолея. Смена караула, пожалуй, был самый важный элемент мировой рекламы этого объекта, если рассматривать все это с коммерческой стороны. Однако, во всей этой ситуации есть и свои плюсы: несмотря на прекращение финансирования работ по поддержанию тела Ленина в форме, сотрудники Всероссийского института лекарственных и ароматических растений продолжают на общественных началах выполнять то, что ученые по сей день называют “великим медицинским экспериментом”. Коммунисты опасаются, что в случае выноса тела Ленина из Мавзолея их святыню ожидает судьба мавзолея Георгия Димитрова, в результате либеральных перегибов превращенного в общественный туалет.Все это транслируется по мировому телевидению. Все это работает, как эффективная реклама объекта по модели самораскручивающейся спирали.

История: Планы коммерческого использования неликвидной недвижимости в самом центре столицы, на Красной площади,, какую представляет из себя Мавзолей, появляются не впервые. В августе 1991 года Стас Намин предложил организовать международное коммерческое турне мумии Ленина. По его расчетам, эта акция должна была принести $2 млрд. прибыли. Идея не была осуществлена, несмотря на то, что аналогичное мировое турне мумии Тутанхамона в 1973-1974 годах прошло с аншлагом. В начале 1993 года художники Комар и Меламид предложили функционально обогатить Мавзолей бегущей строкой со словами “суета” и “ленинизм”, а также с прогнозом погоды и последними известиями. Эта идея также не была поддержана московскими властями. Еще несколько месяцев спустя, после разгрома парламентского путча, немецкий бизнесмен Пал Беркович объявил в газете Bild о своих планах выкупить тело Ленина за DM1 млн. ($620 тыс.). Несмотря на царивший тогда беспорядок в экспортно-импортных операциях, России удалось не допустить вывоза за бесценок национального достояния. Одним из первых, кто пытался использовать имя Ленина в коммерческих целях, был Сергей Мавроди, в 1994 году снявший офис для МММ хоть и не в Мавзолее, но неподалеку от него – в музее Ленина (сейчас там располагается офис АО “Манежная площадь”). Так что нам в своих рассуждениях остается только опереться на коммерческий опыт китайских товарищей: в Пекине вокруг мавзолея Мао Цзэдуна долго работала активная толкучка с широким сувенирным. Еще более яркий пример являют собой захоронения фараонов в Египте, обеспечивающие весомый вклад в египетский валовой национальный продукт за счет туристических сборов.

Доходы: Основным источником дохода станут платные экскурсии и сбыт сувенирной продукции.

Установление оплаты за просмотр тела Ленина может стать успешным маркетинговым ходом, который подогреет интерес российской и зарубежной публики. Особенно в первые дни: напомним, что в период с 23 по 26 января 1924 года попрощаться с телом Ленина пришло около миллиона человек, ошибочно полагавших, что видят его в последний раз. При посещаемости в тысячу человек в день рентабельность Мавзолея будет приемлемой даже при цене входного билета $1 ($365 тыс. в год по сравнению с полным нулем сегодня). Среди иностранцев билеты будут хорошо расходиться и по $20- 100 в день (73 тыс. В год) и по $50 – 100 в день (1 млн. 825 тыс.). За отправные точки в ценообразовании взяты цены на посещение пирамид в Египте. Для сравнения берем цены в Парке Горького плата за вход составляет 50 руб , однако чтобы попасть покататься на аттракционах, нужно заплатить еще 100-200 руб. За каждый. Средний посетитель Парка Горького оставляет за одно посещение около 1000 рублей. Для иностранцев эта цифра увеличивается в два-три раза.

Организация сувенирного бизнеса вокруг Мавзолея несомненно перспективна. Подтверждение тому – огромный оборот сувенирной продукции возле египетских пирамид (игрушечные пирамидки, саркофаги, головы Хеопса, Нефертити, Тутанхамона и других вождей). Подобную продукцию можно было бы продавать и здесь: майки с апрельскими тезисами, игрушечные саркофаги, при открывании которых звучит узнаваемая революционная цитата, головы вождей революции и т.д.

Также есть смысл подумать о дальнейшем использовании Мавзолея и Кремлевской стены в качестве VIP-кладбища, об организации VIP-рюмочной на трибуне Мавзолея. Можно также ввести специальные праздничные мероприятия, посвященные памятным датам. За дополнительную плату посетителям будут предоставляться услуги, удовлетворяющие самым изысканным вкусам: караоке с революционным репертуаром; военно-спортивная игра для старых кадров НКВД “Не стареют душой ветераны” и т. д.

Польза для государства: Сувенирный бизнес хорош тем, что позволяет извлекать доходы в пользу города сразу из нескольких источников. Во-первых, каждый торговец должен получить лицензию на право торговли. Во-вторых, можно ввести специальный торговый сбор – за право торговать именно в этом, священном для памяти каждого россиянина, месте. В-третьих, доход возникает от сдачи торговых мест в аренду. За отправную точку возьмите цены на аренду места на рынке у ДК им. Горбунова плата за разрешение префектуры на лоточную торговлю. Естественно, что торговые сборы у Мавзолея Ленина должны быть раза в пять больше: клиентура обязывает. Несложные подсчеты показывают, что всего сто торговых точек могут приносить в казну как минимум миллион в год. Не забудем про налоги с продаж, создание новых рабочих мест на сувенирных предприятиях и инфраструктурных объектах возле Красной площади (точки общепита, платные туалеты и проч.), а также про другие социальные выгоды от этого бизнеса.

Конкуренция: Отсутствует как таковая, ибо ничего подобного в центральной части Москвы на обозрение сейчас не выставляется. Определенную конкуренцию могут составить Новодевичье и Ваганьковское кладбища, однако по статусу погребенных они неконкурентоспособны в сравнении с Мавзолеем и Кремлевской стеной.

Заключение: Таким образом, ожидаемые доходы на первом же этапе реализации бизнес-плана могут составить от нескольких миллионов долларов в год. На последующих этапах реализации предлагаемого проекта валовой доход может быть увеличен на порядок. Чувствительность проекта (влияние рыночной конъюнктуры и форс-мажорных условий на показатели доходности и возврата средств, заложенные в бизнес-план) будет зависеть от политической ситуации в стране.

Комментариев: 4

Комментировать
  • 20 Июль 2007 в 16:27

    Круто :lol:

  • 31 Июль 2007 в 5:28

    Спасибо большое :oops:
    Сам рад как слон ;)

  • 30 Май 2008 в 15:45

    Да менталитет русского народа. Из святого места БАЗАР сделать.

  • 30 Май 2008 в 16:03

    Это что вы, уважаемый максим, называете святым делом?

Комментируйте

Все поля являются обязательными

Мы можем помочь.

Вы считаете, что Ваш проект будет интересен нам? .