15

Июль

ВТО и туристический бизнес в России

Июль 15 2007 Ежедневник

Туризм сегодня – не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы ее роста почти в два раза превосходили темпы роста других областей экономики.

По данным Всемирной Туристической Организации, доходы от туризма в 2001 г. составили 463,6 млрд. долл. Суммарные вложения основных 15 стран в сферу международного туризма составили в 2001 г. 268,5 млрд. долл. Доходы от туризма 63 государств превышают 1 млрд. долл. Наибольшие доходы от туристской отрасли в 2001 г. получи- ли США (72,3 млрд. долл.), Испания (32,9 млрд. долл.), Франция (30,0 млрд. долл.), Китай (17,8 млн. долл.).

При этом туризм как доходная отрасль экономики стал оказывать заметное влияние на политику государств.

По данным ВТО и МВФ, туризм с 1998 г. вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долл. США или 7,9% от общего их объема), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6%).

По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 г. число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2001 г. (с 692,6 млн. до 1,561 млрд. поездок).

В своих прогнозах ВТО отводит России на 2020 г. почетное 9 место как по отправке, так и по приему туристов. Предполагается, что в России будут отмечаться самые высокие, после Китая и Гонконга, темпы роста въездного туризма – 6,7% в год (до 47,1 млн. чел. в абсолютном исчислении), при этом опережая темпы роста выездного туризма (29,7 млн. чел. в год), в 3,5 раза.

В ГАТС участвуют все без исключения 144 государства-члена ВТО. ГАТС применяется в принципе ко всем видам услуг.

Однако имеются два исключения.

Во-первых, ст. I(3) ГАТС из соглашения исключаются услуги, “предоставляемые в связи с выполнением правительственных полномочий”.

Во-вторых, приложение к ГАТС, касающееся услуг авиаперевозчиков, исключает из ГАТС регулирование прав на воздушные перевозки и услуги, непосредственно связанные с реализацией этих прав.

Как известно, существуют принципиальные различия в регулировании торговли товарами и торговли услугами. Если внешняя торговля товарами регулируется в основном уровнем ставок таможенных пошлин, то в торговле услугами применяются инструменты внутреннего регулирования секторов услуг.

Такое регулирование может осуществляться с различными целями:

- обеспечение надлежащего качества предоставляемых услуг;

- необходимость защиты отечественных поставщиков услуг от иностранной конкуренции;

- поддержание определенной структуры рынка.

Эти виды услуг предоставляются на некоммерческой основе и не вступают в конкуренцию с услугами других поставщиков.

При этом ГАТС различает четыре вида услуг: трансграничное предоставление услуг, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие и присутствие физических лиц.

Трансграничное предоставление услуг означает “поставку” услуг с территории одного государства-члена ВТО на территорию другого государства-члена ВТО (например, предоставление банковских услуг с использованием Интернета).

Потребление услуг за рубежом относится к таким ситуациям, когда потребитель услуг (например, турист) перемещается на территорию другого государства-члена ВТО с целью получения услуг.

Учреждение коммерческого присутствия означает, что поставщик услуг, являющийся гражданином государства-члена ВТО устанавливает на территории другого государства-члена ВТО свое присутствие, включая владение недвижимостью с тем, чтобы предоставить определенный вид услуг (например, местные филиалы страховой компании, отели).

Присутствие физических лиц представляет собой перемещение физических лиц – граждан одного государства-члена ВТО на территорию другого государства-члена ВТО для предоставления какой-либо вид услуг (например, бухгалтерские, медицинские, туристские: экскурсионные, размещения и т.п.)

Это приложение к ГАТС предусматривает, что государства-члены ВТО в случае присутствия физических лиц не связаны какими-либо обязательствами в отношении гражданства, местожительства и предоставления права заниматься трудовой деятельностью в пределах своих территорий.

ГАТС во всех случаях признает право государств-членов самим регулировать предоставление услуг в соответствии со своей политикой и своим законодательством. Более того, соглашение о создании ГАТС – это рамки правил, направленных на то, чтобы правила торговли услугами не содержали ненужных барьеров.

Основная идея ГАТС состоит в выработке и принятии многосторонних правил, направленных на либерализацию торговли услугами. Однако на практике большинство государств применяет различного рода ограничения для защиты интересов национальных поставщиков услуг. Именно ГАТС и устанавливает правила и процедуры применения допускаемых ограничений в торговле услугами.

В этой связи государства, присоединившиеся к ГАТС, принимают на себя обязательства, которые можно подразделить на две группы:

- общие обязательства, принимаемые государствами в безусловном порядке (режим наибольшего благоприятствования в торговле, борьба с недобросовестной конкуренцией, взаимное признание квалификации поставщиков услуг и др.);

- специфические обязательства, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг конкретного государства (предмет переговоров).

Важнейшее место в обязательствах принадлежит режиму наибольшего благоприятствования. Этот режим требует от государства предоставить каждому члену ВТО режим доступа на рынок услуг не хуже того, который оно предоставляет любому третьему государству, в том числе и не входящему в ВТО.

Режим наибольшего благоприятствования не определяет условий доступа на рынок услуг. Он просто ставит все государства в равные условия.

Если запретить доступ на российский рынок, например, всех туроператоров из всех государств, то режим нарушен не будет. Но если кому-то такой доступ будет разрешен, а кому-то нет, то это будет считаться дискриминацией.

В то же время режим наибольшего благоприятствования предусматривает возможность исключений (изъятий) в его использовании. Это относится, прежде всего, к тем государствам, которые имеют двусторонние соглашения, предусматривающие более либеральные условия взаимной торговли услугами, которые не распространятся на все государства-участники ВТО (например, государства-члены ЕС). Чтобы получить право на исключение (изъятие) из режима наибольшего благоприятствования в торговле определенными видами услуг, необходимо:

- доказать соответствие таких изъятий положениям ГАТС (например, если речь идет об экономической интеграции, приграничной торговле);

- либо согласовать с государствами-членами ВТО перечень изъятий с указанием конкретных мер и государств, в отношении которых они будет применяться, и зафиксировать этот перечень в приложении к Протоколу о присоединении данного государства к ВТО. Но изъятия из режима могут действовать не более 10 лет.

К специфическим обязательствам относятся такие понятия, как национальный режим и доступ на рынок.

Национальный режим означает, что иностранные поставщики услуг будут пользоваться такими же условиями доступа на рынок, как и национальные поставщики. Если государство имеет серьезные основания не предоставлять национальный режим по какому-либо сектору или виду услуг, то оно не должно включать их в перечень своих специфических обязательств или включить, но зафиксировать изъятие из национального режима. Если изъятия не зафиксированы в Протоколе о присоединении, национальный режим должен быть предоставлен по всем видам услуг.

ГАТС не дает определения понятия “доступ на рынок”. Фактически под ним подразумевается совокупность мер регулирования, влияющих на условия предоставления услуг. Обязательства и ограничительные меры должны быть зафиксированы в перечне специфических обязательств.

С точки зрения ГАТС, к ограничительным мерам относятся:

- ограничения количества поставщиков услуг (квотирование, предоставление эксклюзивных прав);

- ограничение объема торговли данным видом услуг;

- ограничение числа операций или количества предоставляемых услуг;

- ограничение количества физических лиц, которые могут быть заняты в соответствующем секторе услуг;

- требование определенной правовой формы компании;

- ограничение доли иностранного капитала в виде максимального процента участия в компании.

Нередко государства в обоснование применения ограничений доступа на рынок ссылаются на “требование проведения теста на экономическую целесообразность”. Внутри ВТО многие государства выступают против этого, так как понятие “экономическая целесообразность” можно толковать расширительно, исходя из своих интересов. Поэтому большинство государств, присоединяясь к ВТО, фиксируют в своем перечне специфических обязательств основные критерии их применения. Если же государство не зафиксировало в своем перечне специфических обязательств ограничений доступа на рынок, оно не сможет их применять.

Большинство государств с федеральным устройством в своих перечнях специфических обязательств фиксировали особые меры, применяемые только на субфедеральном уровне.

Общее требование ВТО в этой связи заключается в том, что меры федерального уровня должны единообразно осуществляться на всей территории государства.

Эта проблема актуальна и для России. После вступления России в ВТО субъект Федерации может ввести какие-либо ограничения, отличные от федеральных мер, только если они зафиксированы в перечне обязательств России.

При проведении работы, связанной с присоединением к ВТО/ГАТС, следует, очевидно, исходить из того, что России необходим длительный период селективного протекционизма, который должен сочетаться с поэтапной либерализацией торговли туристскими услугами.

Иными словами, укрепив конкурентоспособность этого важнейшего сектора экономики, следует переходить к следующему этапу либерализации, когда акцент переносится на косвенные инструменты, а, возможно, и на скрытый протекционизм. Не секрет, что подобные инструменты используются другими государствами довольно широко.

Таким образом, вступление России в ВТО и присоединение к ГАТС требует серьезной подготовки.

Основные проблемы, очевидно, связаны с необходимостью открытия туристского рынка для иностранных организаторов. Может показаться, что это приведет к негативным последствиям для российской туристкой отрасли. В частности, крупные иностранные операторы, как, например, немецкий концерн Touristic Union International (TUI) пойдут на российский рынок с целью возмещения своих убытков в целом по миру, представляя на нем более качественные и менее дорогие туристские услуги по всем дестинациям.

Понятно, что российские туроператоры, ориентированные, прежде всего на выездной туризм, будут вынуждены, не выдержав конкуренции, уйти с рынка или превратиться в их младших партнеров или агентов.

Но с другой стороны, иностранные операторы при определенных условиях, которые должны быть согласованы во время переговоров о вступлении в рамках ГАТС (льготные условия инвестирования, обязательное целевое финансирование объектов туриндустрии и т.п.), будут вынуждены инвестировать в развитие инфраструктуры туризма в России без чего национального туризма как сложнейшего межотраслевого комплекса существовать не может по определению. Именно это должно послужить стимулом для привлечения клиентов (туристов) этих операторов в Россию, а не убогие попытки рекламирования несуществующего в принципе национального туристского продукта.

Рекомендую к прочтению:

1 комментарий

Комментировать
  • 20 Сен 2008 в 7:45

    Почему вы считаете, что развитие туристического бизнеса в России невозможно!

Комментируйте

Все поля являются обязательными

Мы можем помочь. Звоните + 7.495 66 44 754

Оставайтесь на связи подписавшись на новости